Хатха-йога: что это такое и для чего нужна

Но это понятно для людей «йогически грамотных», для тех, кто делает «йогу» на уровне гимнастики, эти вещи мало что говорят. Поэтому для них ступени освоения садханы примерно такие: физкультурные упражнения и немного работа с энергией, потом мантры и тантрические обряды. Но для знающего человека, тот, кто йогу видит не как физкультуру, последовательность такая: первое – внешние ритуалы, мантры, янтры и потом переход исключительно на внутренний их вариант.

Семинары

С 25 сентября 2021г «Подготовка инструкторов оздоровительной хатха-йоги» Ведущий:Александр Новиков

Практикует йогу 23 года, преподает 16 лет. Медицинское образование по реабилитации Обучение: Maitland, Mulligan, SEAS, Агапкин и др.

Подробнее о мероприятии 21-22 ноября 2021г. «Двигательная реабилитация неврологических пациентов» Ведущий:Максим Никитин

Руководитель направления двигательной реабилитации в клинике (Москва)

Сертифицированный практик PNF, Маллиган (CMP), McKenzie (MDT), Бобат терапевт (NDT).

Подробнее о мероприятии

ЭТА ПРЕДЫСТОРИЯ ВКЛЮЧАЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ:

  • ДВИЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОСОБОВ, которыми они воздействовали на сознание индийской молодёжи на рубеже девятнадцатого – двадцатого столетий;
  • ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛИВШИХ ОСОБЕННУЮ ПРИРОДУ ИНДИЙСКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, которые привели к реорганизации асан в качестве вневременных форм выражения упражнений индуизма;
  • КВАЗИ-РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, охвативших Европу девятнадцатого столетия и проложивших свой путь в Индию, где они формировали и отфильтровывали новые популярные интерпретации националистического индуизма;
  • ЗАПАДНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРАКТИК АСАН, разработанных в Индии и возвратившихся обратно на Запад, где они объединились и отождествились с формами «эзотерической гимнастики», популярность которой возрастала в Европе и Америке с середины девятнадцатого столетия, независимо от каких-либо контактов с традициями йоги.

Польза хатха-йоги для здоровья

Люди в поисках себя и духовного пути выбирают в качестве практики хатха йогу за ее безопасность, совершенную технику и целостность. Польза хатха йоги в ее терапевтическом влиянии на организм человека. Физическое и ментальное воздействие энергии Солнца и Луны оказывает лечебный эффект и способна исцелять органы и восстанавливать здоровье.

  • дисциплинирует ум;
  • стабилизируется эмоциональное состояние;
  • активизируется циркуляция движения праны в тонком теле человека;
  • активизируется энергетика человека;
  • улучшается общее физическое состояние;
  • самореализация;
  • понятен смысл жизни.

Хатха йога: противопоказания

Но есть в хатха йоге противопоказания:

  • общее ухудшение состояния;
  • артриты, болезни суставов;
  • проблемы с давлением;
  • хроническая усталость организма;
  • проблемы со сном;
  • нарушения внутренних органов;
  • протрузии, грыжи, проблемы с позвоночником.

Эволюция и развитие Хатха-йоги

Нет единого мнения у историков и ученых о возрасте Хатха-йоги. Кто-то утверждает, что хатха-йога уже существовала 5000 лет назад. Но есть и другое мнение, что асаны в йоге появились только в последнее тысячелетие, а самый известный комплекс асан Сурья Намаскар появился лишь в середине 20 века в Европе.

Какого бы мнения вы не придерживались, нельзя отрицать, что хатха-йога очень широко распространилась, развилась и адаптировалась с течением времени. Вместо того, чтобы закапываться в землю заживо, стоять с поднятыми руками несколько лет, отращивать ногти, которые обвиваются вокруг рук, мы практикуем гораздо более удобный и безопасный вариант хатха-йоги в современном мире.

Многие асаны, которые мы видим сегодня, не существовали до взрыва популярности йоги в последние 50 лет. Древние асаны были не просто позами, они были мудрами для запечатывания и направления энергии в теле.

Шавасана изначально была задумана как способ практиковать глубокие эзотерические визуализации и инициировать тонкие энергетические изменения, выходящие далеко за пределы пятиминутного релакса после часового потения в асанах. Хотя, конечно, релаксация очень важна и полезна в современном деловом мире.

Эволюция и развитие Хатха-йоги

Самый известный текст о Хатха-йоге Хатха-йога Прадипика датируется 15 веком. Эту книгу можно рассматривать как антологию многих более древних текстов о йоге. В Хатха-йога-прадипика описывается 15 основных поз, семь из которых сидячие и восемь несидячие. Это первый известный нам случай, когда асана переосмысливается как нечто иное, чем сидячая поза для медитации. В конце концов, слово «асана» на санскрите буквально означает «место для сидения», то есть место для медитации.

На границе 17 и 18 веков появляется текст «Гхеранда-самхита», в котором описывается уже 32 асаны. От одной известной асаны, которую практиковал Гаутама Будда 2500 лет назад, к 15 асанам в 15 веке, 32 асанам в 17 и до нескольких сотен известных асан в наше время развилась Хатха-йога.

Философия Патанджали и подход учителей Традиции Натхов. Первичность теории или практики

Йога Патанджали – это, по сути, «йога-самадхи»: если хатха-йога включает асану и пранаяму, лайя-йога – пратьяхару, дхарану и дхьяну, то раджа-йога – это, в первую очередь, состояние унмани, парамапада, кайвалья. Его труд посвящен самадхи – описанию природы самадхи, путей его достижения. Без Горакшанатха все это или очень сложно, или может быть полезным только как философия. Горакшанатх дал практику, которую он поставил на первое место, тогда как философию – на второе. Человек не способен ничего понять без двух важных вещей: первое – это Гуру, второе – практика и теория. Конечно, есть информация с описаниями разных методик, есть много книг по йоге, но все они мертвы, если нет Гуру.

Читайте также:  Аспирин: показания и особенности применения

Гуру дает ученику то, что его может быстро и радикально изменить, он может донести метод, который будет работать и приведет к пониманию. Поэтому Горакшанатх был Учителем методов, он написал не просто афоризмы, он написал тексты с множеством практик, и такому подходу он учил своих учеников, а те, в свою очередь, учили своих учеников. Горакшанатх, Матсьендранатх, Чаурангинатх, Сатьянатх и др. учили тому, что проявлено, их подход – личностный. Патанджали – это сутры, афоризмы, его подход – безличностный. Патанджали – это нечто высокое над миром, его сутры уникальны, они красивы и авторитетны, но натхи учат тому, что меняет сразу. Они делают Патанджали практичным.

Мы не почитаем того Патанджали, который известен во многих традициях как отец йоги или как Ананта-шеша, мы почитаем Патанджали как одного из девяти натхов, Ачалачамбхенатха, или, если быть еще точнее, как Горакшанатха или как того Гуру, который вас учит; но если уж совсем точно, то – как того, кто присутствует в процессе вашего развития.

Нет ничего важнее вашего развития и вашей садханы, это – самое главное. Если есть стремление развиваться, меняться в лучшую сторону, то тогда у вас есть Гуру, есть Горакшанатх, есть Патанджали, есть Шива, – есть все. Но если нет желания меняться, то даже наличие всех Гуру и Патанджали вряд ли будет иметь истинную ценность. Горакшанатх учил не только хатха-йоге, он учил той йоге, которая просто берется и делается, он учил всем видам йоги, его не интересовали догмы, как и то, в чем истина – в двайте, адвайте, двайтадвайте, шуддхадвайте, теории эстетизма и пр. Он видел истину в том, что можно применять, сразу получая максимальную трансформацию.

Что можно сказать о самадхи? Горакшанатх не предлагал что-то красивое и недоступное, он, видя человека, сразу ему давал практику. Все, кто с ним соприкасались, либо бежали от него подальше, либо менялись. Горакшанатха нельзя было вписать в определенные рамки. Где Горакшанатх – там просветление, там нет места ханжеству, поэтому брахманическая традиция двояко относится к Горакшанатху: он был разрушителем их догм, и не только их, он также рушил и иллюзии тантриков. Нет тех, которые бы его не уважали, но индийское общество все-таки опасается натхов, потому что они не следуют слепо правилам социума.

Читайте также:  Йога для двоих: почему йога с мужчиной улучшает отношения?

Натхи – это Традиция реального мистического опыта, и все, что формально (будь-то философия, бездумное машинальное выполнение обрядов или же имитация йогина с заведенной за голову ногой) Горакшанатх отбрасывал, если это неспособно изменить человека сущностно. Горакшанатх учил предельному уровню, он сжимал время, он говорил по сути; все истории, связанные с ним и его учениками, происходят примерно в такой последовательности: ученик встречается с Горакшанатхом, который передает ученику моментальный шактипат, далее ученик приступает к практике и становится сиддхой.

Все истории его учеников похожи, потому что это общий архетип пути всех натхов: встретил Гуру, раскрыл в себе бхакти, приступил к практике и стал сиддхой. Все просто и более чем реально. От философа вы уйдете и забудете на следующий день все, о чем вы с ним беседовали; после общения с натхом вы забудете о себе таком, каким вы пришли, и у вас начнется практика. Можно, конечно, много разбирать различия на уровне философии и техник Патанджали и натхов, но главное – понять фундаментальное отличие, сам принцип, которому следуют натхи.

На Западе их хотят видеть последователями физкультуры, в Индии – тантрическими колдунами, это все потому, что каждый хочет от натхов взять то, что им ближе, но еще никто из них не взял от натхов то, что дорого для самих натхов, не взял самотрансформацию. Это – путь не для всех, но кто его принял, тот с него уже не сойдет, не потому, что привязан, а как раз наоборот – он пуст, и в этой пустоте есть все. Отказаться от пустоты невозможно, потому что она везде.

Эффективность для похудения

О похудении при занятиях хатха-йогой, наверное, слышали уже многие, правда не все понимают, что если необходимо добиться быстрого результата, то в этом случае йога не помощник. Действительно, похудеть, практикуя йогу можно, но лишь спустя некоторое время (минимум полгода), когда мышцы войдут в тонус и внутренние органы, в результате их глубокого массажа, начнут слаженно работать, ускоряя при этом обмен веществ.

Во многом также избавление от лишних килограммов зависит и от правильного подбора асан, которые должны быть ориентированы на проблемные участки тела. Однако, чтобы самостоятельно составить комплекс йоги для похудения одного знания асан недостаточно, понадобятся также некоторые анатомические знания.