Проба Руфье(оценка работоспособности сердца при физической нагрузке)

ПРОБА РУФЬЕ (оценка работоспособности сердца при физической нагрузке)

Результаты исследования по пробе Руфье

По результатам тестирования в СПб выявились следующие показатели:

№ п/п

Фамилия учащегося

ЧСС до нагрузки за 15 сек

ЧСС в первые 15 сек восстан.

ЧСС в последние 15 сек

Индекс Руфье

1.

Запутряев А.

17

36

25

11.2 (уд)

2.

Дюбоков В.

15

28

23

6.4 (хор)

3.

Дюбаков А.

16

31

21

8.8 (хор)

4.

Михайлов Д.

18

35

24

10.8 (уд)

5.

Мартиросьян Э.

17

34

22

9.2 (хор)

6.

Васильев В.

15

37

20

4.8 (отл)

7.

Карпенко А.

19

34

23

10.4 (уд)

8.

Миносянц А.

20

25

23

7.2 (хор)

9.

Молодцов М.

22

39

24

14 (уд)

10.

Демьянов Д.

17

28

21

6.4 (хор)

11.

Тельчаров А.

16

25

20

4.4 (отл)

12.

Оганесян К.

15

28

19

4.8 (отл)

13.

Воронцов Д.

17

30

26

9.2 (хор)

14.

Смирнов Р.

18

32

26

10.4 (уд)

15.

Агапов Е.

16

31

24

8.4 (хор)

16.

Власов Е.

19

34

27

12 (уд)

17.

Смурыгин П.

15

29

20

5.6 (хор)

18.

Ефимов А.

16

30

21

6.8 (хор)

19.

Пендюр В.

17

35

26

11.2 (уд)

20.

Литвинов Б.

17

28

19

5.6 (хор)

С помощью формулы

Хср.=(суммаХi)/n,

где Хi — суммарные варианты отдельных значений,

n-число вариант в совокупности,

вычисляем средний арифметический показатель. По результатам данного исследования показатель в целом дал не плохой результат — 8.4.

Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные: «Атлетическое сердце» — 0 учащихся

«отлично» — 3 учащихся

«хорошо» — 10 учащихся

«удовлетворительно» — 7 учащихся

«плохо» — 0 учащихся.

По результатам тестирования в Сясьстройской средней школе выявились следующие показатели:

№ п/п

Фамилия учащегося

ЧСС до нагрузки за 15 сек

ЧСС в первые 15 сек восстан.

ЧСС в последние 15 сек восстан.

Индекс Руфье

1.

Чиганков С.

15

27

23

6 (хор)

2.

Паламорчук В.

18

27

19

5.6 (хор)

3.

Завьялов А.

15

22

23

4 (отл)

4.

Церищев В.

16

25

22

5.2 (хор)

5.

Поляков И.

18

23

21

4.8 (отл)

6.

Фролов С.

15

26

23

5.6 (хор)

7.

Шунц Л.

18

28

20

6.4 (хор)

8.

Солоков М.

16

23

20

3.6 (отл)

9.

Яковлев Т.

18

31

21

8 (хор)

10.

Тимофеев К.

16

30

20

6.4 (хор)

11.

Чернов П.

17

25

19

4.4 (отл)

12.

Егоров М.

15

27

20

4.8 (отл)

13.

Зуев А.

17

28

19

5.6 (хор)

14.

Прытков Д.

21

35

22

11.2 (уд)

15.

Зенкин К.

15

27

20

4.8 (отл)

16.

Циганков Д.

19

34

23

10.4 (уд)

17.

Стати О.

18

35

24

10.8 (уд)

18.

Мишин Е.

16

27

20

5.2 (хор)

19.

Самойлов М.

17

32

22

8.4 (хор)

20.

Чирко Е.

18

32

21

8.4 (хор)

Таким образом, в результате тестирования сельской школы выявились следующие данные:

«атлетическое сердце» — 0

«отлично» — 6

«хорошо» — 11

«удовлетворительно» — 3

«плохо» — 0

Для того чтобы четко увидеть различия между Сясьстройской школой №2 (ССШ) и городской школой №594, проведем сравнительный анализ тестирования методом «Индекса Руфье»:

Школа

СПб №594

ССШ №2

СПб №594

ССШ №2

СПб №594

ССШ №2

удовлетворительный

хороший

отличный

Индекс

7

3

10

11

3

6

Проценты

35%

15%

50%

55%

15%

30%

На основе полученных данных построим диаграмму (см. Приложение рис. 4.) В результате данного исследования можно сделать следующие выводы:

Ни в одной из школ не выявились показатели, соответствующие уровню «атлетического сердца» (индекс менее 0) и уровню «плохо» (индекс от 15.1 и более). А вот данные «удовлетворительно» (индекс ) городских школах (7) в отличие от сельских (3) превышают в два раза. По данным «отлично» мы наблюдаем почти такую же ситуацию: в СШ СПБ-3, в ССШ — 6. Это свидетельствует о том, что дети, учащиеся в городской школе менее подготовлены к нагрузке, чем дети, учащиеся в сельской школе. И их ССС более подвержена внешним воздействиям, чем у сельских детей.

На диаграмме хорошо видны различия между показателями ССШ в СПб и ССШ. (Приложение рис. 1).

Консультация врача спортивной медицины

В Международном центре охраны здоровья можно получить консультацию врача спортивной медицины в любое удобное для клиента время. При проведении функциональной диагностики спортсмена встреча с доктором необходима перед началом теста и после получения результатов. При первичном обращении врач-кардиологи или врач спортивной медицины оценивает общее состояние спортсмена. Обязательно определяются функциональные возможности, противопоказания к тестированию.

Спортсмена осматривают профильные специалисты. Поскольку большинство проб проводится с применением физической нагрузки, пациента консультируют как правило и смежные специалисты. Медики дают заключение и определяют, может ли спортсмен продолжать тренировки, а также объем допустимой нагрузки. При необходимости назначается курс лечения, даются рекомендации, возможен подбор индивидуальной фармакотерапии. В Международном центре охраны здоровья спортсменов консультируют специалисты высокого класса, имеющие соответствующую квалификацию. Врачи регулярно участвуют в международных конгрессах и конференциях, имеют соответствующие сертификаты.

Проба Руфье показания как проводится расчет и интерпретация индекса

До 30% выпускников школ имеют хронические заболевания, если в их число не включать детей с миопией. Среди таких болезней преобладают нарушения нервной и сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата. Чтобы быстро и просто предположить, насколько хорошо сердце ребенка может справляться с нагрузками, врачами выполняется проба Руфье.

Оглавление

  • Введение
  • Проба (индекс) Руфье
  • Проба (индекс) Руфье–Диксона
  • Гарвардский степ-тест
  • Противопоказания
  • Дополнение

Кардиореспираторная система наиболее полно отражает состояние организма на каждый данный момент времени.

А чтобы снизить и свести к минимуму влияние волевого компонента при проведении тестов, лучше всего использовать так называемые нагрузочные тесты.

Одни из самых хороших подобных тестов — это проба Руфье и её модификация — проба Руфье–Диксона, в которых используются значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших нагрузок.

Читайте также:  5+ легких способов найти мотивацию и пойти в спортзал

Изменение частоты сердечных сокращений обеспечивает адаптацию системы кровообращения к потребностям организма и условиям внешней среды. Для проведения проб нужен только секундомер или часы с секундной стрелкой.

Во многих видах спортивной деятельности, да и в обычной жизни, существует правило лимитирующих систем. Смысл его в том, что у каждого человека существует наиболее уязвимая система, которая определяет тот предел нагрузки, после которого происходит срыв этой системы и начинается заболевание. Основная проблема в том, что это «тонкое место» в организме до поры до времени никак не проявляется.

Метод позволяет оценить работоспособности сердца и тренированности организма в целом:

  • оценить адаптацию сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке
  • определить физическую толерантность организма
  • оценить резервные функциональные возможности сердца
  • определить скорость восстановительных процессов сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки

Проба (индекс) Руфье

У испытуемого после отдыха в положении лежа на спине в течение 5 минут (или, если невозможно лёжа, то после отдыха сидя) измеряют пульс за 15 секунд (P1); затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний.

После окончания нагрузки испытуемый ложится (садится) и у него вновь подсчитывается пульс за первые 15 секунд (Р2), а потом — за последние 15 секунд первой минуты отдыха (Р3).

Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Таблица:

То есть,

  1. Отдыхаем 5 минут, замеряем пульс 15 секунд,
  2. 30 приседаний за 45 секунд, садимся (тут началась т.н. «первая минута отдыха») и считаем пульс 15 секунд,
  3. Через 30 секунд снова считаем пульс 15 секунд (то есть, последние 15 секунд «первой минуты отдыха»).

Вкратце, для взрослого: если полученный индекс меньше 3 — хорошая работоспособность; 3–6 — средняя; 7–9 — удовлетворительная; 10–14 — плохая (средняя сердечная недостаточность); 15 и выше (сильная сердечная недостаточность)

Если тестирование проводят детям, то по результатам тестирования дети распределяются по физкультурным группам.

  • Уровни высокий и выше среднего — основная физкультурная группа. Это практически здоровые дети. Нагрузка без ограничений.
  • Средний — подготовительная физкультурная группа. Дети занимаются по основной программе, но не сдают нормативы по бегу и не участвуют в соревнованиях.
  • Удовлетворительный и низкий — специальная физкультурная группа. Это дети, требующие индивидуального подхода, то есть группа ЛФК.

Проба (индекс) Руфье–Диксона

Это другой вариант расчета, называемый индексом Руфье–Диксона. В ней используются те же значения частоты сердцебиения, что и в пробе Руфье (смотрите выше).

Формула:

Полученный индекс Руфье–Диксона расценивается как:

  • 0,1–5 — хорошая работоспособность;
  • 5,1–10 — средняя;
  • 10,1–15 — удовлетворительная;
  • 15,1–20 и выше — плохая.

Ограничения методов Руфье и Руфье–Диксона — оценивается только частота пульса, на значение которого дополнительно может влиять:

  • Эмоциональное состояние человека во время тестирования
  • Физическое состояние
  • Состояние здоровья тестируемого
  • Неточность подсчета пульса

То есть, сердцебиение зависит от множества внешних и внутренних факторов, уровня гормонов, состояния легких и других органов. Значения выше средних не всегда могут говорить о болезнях или недостаточности. В таких случаях рекомендуется комплексная проверка здоровья, проведенная несколькими специалистами.

Гарвардский степ-тест

Эта проба была разработана в Гарвардской лаборатории по изучению утомления под руководством D.В. Dilla (1936). Тест заключается в подъёмах на скамейку высотой 50–50,8 см (20 дюймов) с частотой 30 раз в 1 мин.

Читайте также:  Боль в мышцах после тренировки: причины и лечение

Каждый подъём выполняется на 4 счета (лучше под метроном, частоту которого устанавливают на 120 уд/мин):

Подготовка к процедуре

Никакой особенной подготовки в преддверии исследования безграмотный требуется.

Утром в день исследования пациент не поставлен в необходимость заключать такие препараты от высокого артериального давления, как бета-адреноблокаторы (бисопролол, метопролол, анаприлин и др), верапамил и дилтиазем, безуспешно как эти лекарства от высокого артериального давления уменьшают частоту сокращений сердца, в результате вследствие чего врач может получить искаженные результаты исследования.

Кроме этого, в вторник-деньской исследования категорически нельзя курить и употреблять алкоголь. Утром воспрещается детская игра завтрак.

Относительно детей можно отметить, что ребенок как отступить на исследование выспавшимся и отдохнувшим. Родители должны объяснить ребенку, в чем заключается принцип пробы, чтобы исключить переживания ребенка, так считается стресс вызывает тахикардию. Ребенок перед исследованием не должен льнуть к чему и играть в активные игры.

Подготовка к процедуре

Никакой особенной подготовки накануне исследования не требуется.

Утром в день исследования пациент не должен принимать такие препараты от высокого артериального давления, как бета-адреноблокаторы (бисопролол, метопролол, анаприлин и др), верапамил и дилтиазем, так как эти лекарства от высокого артериального давления уменьшают частоту сокращений сердца, в результате чего врач может получить искаженные результаты исследования.

Кроме этого, в день исследования категорически нельзя курить и употреблять алкоголь. Утром разрешается легкий завтрак.

Относительно детей можно отметить, что ребенок должен прийти на исследование выспавшимся и отдохнувшим. Родители должны объяснить ребенку, в чем заключается принцип пробы, чтобы исключить переживания ребенка, так как стресс вызывает тахикардию. Ребенок перед исследованием не должен бегать и играть в активные игры.

Интерпретация результатов

Для того, чтобы получить индекс Руфье, согласно которому оценивается тренированность сердца, используют формулу.

ИР = (4 х (Р1 + Р2 + Р3) – 200) / 100

Интерпретация результатов

Далее производят оценку полученного индекса в соответствии со шкалой:

  • Неудовлетворительный результат, или плохая работа сердца, возможно, тяжелая сердечная недостаточность – более 15.
  • Плохой результат, плохая работа сердца, или сердечная недостаточность средней степени тяжести – 10-15.
  • Удовлетворительный результат, средняя работоспособность, недостаточности нет – 6-9.
  • Хороший результат, хорошая работоспособность – 3-5 (норма).
  • Отличный результат, отличная работа сердца – 0-3 (норма).

Пример расчета:

Взрослый мужчина, 28 лет. Р1 в покое до нагрузки =20, Р2 в первые 15 секунд после 30 приседаний = 25, Р3 за 15 секунд спустя полминуты от начала отдыха = 23. ИР = {4 х (20+25+23) – 200}/100 = Отличная работа сердца (норма).

Интерпретация результатов

Иногда применяют модификацию индекса Руфье, называемую индексом Руфье-Диксона:

Индекс Руфье-Диксона = ( (Р2-70) + (Р3-Р1) )/ 10.

Результаты оцениваются по шкале:

  • Хороший результат соответствует показателям ,
  • Средний – ,
  • Удовлетворительный – ,
  • Плохой –
Интерпретация результатов

В связи с тем, что у детей разного возраста частота сокращений сердца различается (у малышей она больше, чем у подростков и взрослых), для оценки пробы Руфье в детском возрасте используют адаптированные таблицы: